Врач-блогер. Правовые аспекты

Тенденция к развитию личного бренда врача с каждым годом набирает обороты. Если раньше имидж медицинского работника складывался в основном  из профессиональных качеств и отношения к пациенту, а известность врач  приобретал благодаря «сарафанному радио» и (или) научной деятельности, то в реалиях сегодняшнего дня к перечисленному добавляется и успешное транслирование себя в медиасфере, в частности в социальных сетях и блогах.

 Для благоприятного с правовой точки зрения пребывания в интернет-пространстве медицинским работникам необходимо обратить внимание на некоторые моменты.

О врачебной тайне медицинским работникам напоминают также часто, как и о клятве Гиппократа, но при взаимодействии с аудиторией в блоге/с помощью личной страницы в соцсетях о ней действительно нужно помнить в первую очередь.

Врачебная тайна охватывает сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении (п.1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Исходя из данной нормы, врач, делясь с подписчиками интересными случаями из практики, должен анонимизировать любую историю, не раскрывать иные факты, которые могут свидетельствовать об обращении конкретного лица за медицинской помощью.

Из запрета на раскрытие врачебной тайны (перечень ситуаций, когда врачебная тайна может быть раскрыта, закреплен в ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и к данной теме не относится) вытекает вопрос о фотографиях и видеозаписях, которые используют «медицинские» блогеры в качестве контента или демонстрации успешно проведенного вмешательства. Известно, что периодически в СМИ мелькают истории о вынесенных дисциплинарных взыскания врачам, размещающим «медицинские» селфи. 

Согласно ст. 152.1. Гражданского кодекса РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи) допускаются только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в случаях, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; гражданин позировал за плату.

Кроме того, стоит помнить, что даже если по фотографии/видеозаписи установить изображенное лицо трудно- съемка со спины, сфотографирована часть тела, это не означает, что это невозможно. Наличие отличительных особенностей- татуировок, расположения родинок, шрамов и т.д. вполне может доказать, что на фото/видео изображен конкретный гражданин.

Лучшим способом избежать привлечения к дисциплинарным взысканиям, жалоб со стороны пациентов и даже исковых заявлений, поданных в отношении врача-блогера, будет согласование с пациентом возможности рассказать о его случае в блоге или социальной сети. Еще лучше- согласование в письменном виде.   

 

Другим важным аспектом, связанным с «медицинским» блогингом, является монетизация. Популярным способом получения дохода от ведения блога является рекламирование различных товаров и услуг. Как правило, медицинским работникам предлагают рекламировать лекарственные средства, медицинские изделия или медицинские услуги. Однако назвать это отличной идеей трудно. Согласно п.7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений не допускается. Поскольку и фармацевтическая, и медицинская деятельность подлежат лицензированию, врач не может рекламировать ни лекарственные средства, ни медицинские услуги и изделия.

Несмотря на то, что в России нет устоявшейся практики по привлечению к ответственности блогеров за распространение рекламы в Интернете, необходимо избегать такого антиправового поведения.

Резюмируя сказанное, отметим, что соблюдение законодательных норм при ведении «врачебного» блога не только способствует формированию бренда компетентного и грамотного медика, но и помогает сделать такой блог неплохим информационных ресурсом для широкого круга лиц.